воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Чудо из соломки.





Одно из древнейших  народных ремёсел - плетение из соломки.У нас на Беларуси из последнего снопа соломы делали удивительные игрушки-обереги, которые должны были  помочь пережить тяжёлую зиму, вселяли надежду на благополучие, здоровье и укрепление рода. Делали жаворонков, барашков, лошадок,козликов.  Высоко порящие над полем , жаоронки всегда радовали своей журчащей песенкой и эта радость прихордила в дом с соломенной птичкой. Ночь, которая ассоциировалась с о страхами, болезнями, нечистью - отступала перед утренней песней жаворонка.
Но вершина народного мастерства по соломоплетпению это соломенные царские врата. На  Беларуси их было найдено  всего три..
Главная часть церковного интерьера традиционно вырезалась из дерева, золотилась и украшалась драгоценными камнями и  иконами. . Врата из соломы горят как золотые. А маленькие кусочки ткани синего, красного цвета выглядят на соломенном плетении как настоящие драгоценности. Что вкладыввали белорусские крестьянки в свою работу - нетрудно догадаться. Просили здороья, удачи, благополучия.
 Первые найденные врата, привезенные их экспедиции выглядели  грудой грязных, разрозненных плетёнок, но это был хороший материал для изучения. Реставрацию поручили старейшей мастерице по соломоплетению Лось Ларисе Николаевне - моей маме. Ей помогала моя сестра Алёна Лось.

 Три экземляра врат, найденных на территории моей страны, отличаются друг от дуга. Одни находятся в Гродно,другие в Раубичах и в  Государственном музее а Минске
 Царские врата из соломки - уникальное явление в мировой культуре.
Лось Лариса Николаевна повторила все врата после реставрации. Одни из них " выкупил" как 30000 экспонат Государственный музей . Пишу "выкупил" в кавычках, потому что уже прошло два года после этого события, а  деньги музей так и не выплатил. Нету.
 На снимке слева направо моя премянница Марыся Лось,моя сестра Алёна Лось, брат Алесь Лось ,Н:аталья Лось( стало быть  - я) и мой муж. Виктор Довнар.
В центре наша мама  художница  Лось Лариса Николаевна, член Союза Художников, старейший мастер по соломоплетению в Беларуси. Сейчас ей
 ей 84 года.Она почти не видит. Но жаворонков делает по-прежнему.

Комментариев нет: