Я была очень приятно удивлена, что в интернете разыскивается мой мультфильм "Осторожно, Караси!" Я свои мультяшки почти не видела. Да и показывают ли их теперь? Сейчас всё больше компьютерная мультипликаципя, а у меня всё руками сделано. Но эта рукотворность мне мила сердцу. Сколько же маленьких, незаметных деталей придумывалось в ходе сьёмок. Фильм снимался с куклами и сюжет был о том, что на озере "Караси" есть деревня с таким же названием. И все её жители носят фамилию Карась. Так у нас в Беларуси бывает. Я вот из Лосей, а муж из мест, где все поголовно были Довнары.
Весёлые эти Караси были, любили загадки загадывать, шутили и защищали своё озеро. Но приехала жудкая машина, которая стала прокладывать дорогу через деревню. Кстати, машину мы придумывали на своём материале. Там есть навигатор - ещё в помине такого не было в настоящем времени. И "Сибирского цирюльника" не было с его "деревокомбайном". Машина эта, как символ тупого чиновничьего промышления ,в ходе фильма была разобрана детьми-карасятами.. Это моя надежда, что молодёжь что-то изменит в нашей Беларуси , Сломает эту мерзость, которая неотступно, на протяжении веков преследует наш народ.
Водитель разрушительной машины постоянно должен был разгадывать загадки, чтобы остаться в живых. Этот персонаж - один в один наш постановщик фильма Володя Порожняк. Его уже нет в живых. У него была своя загадка, которую он не смог разгадать с бокалом в руке.
Так как материал фильма был построен на белорусском фольклоре - многое потеряло свои изюминки. Но кое -что осталось. Например бабка Карась ругается - " Чтоб тебе нос -с болдауню". Это значит большой, некрасивый, похожий... Но впрочем и у самой бабки как видно с этим проблема. Не раз ей такого желали. А уж у её деда настоящий хрен вместо носа. Удивляюсь, как это наш худсовет пропустил.
Работая в мультобъединении я постоянно испытывала прессинг. Мне не давали нормально работать.Человек, который был нашим худруком, закончил тот же университет, что и я, и то же отделение. Царство ему небесное. Открыто мне сказал - "пока я не сделаю постановку - ты не запустишь своего фильма". Я закончила ещё один вуз отделение режиссуры , чтобы хотя бы иметь право на мультипликационный диплом. И он был снят. "Медведь, Лиса и Мужик". Я там выступала в роли постановшика, мастера кукол, мультипликатора, сценариста и режиссера.. Сняли фильм за 17 дней. Он был куплен киностудлией всего за тысячу, когда только постановочные могли быть 2-3 тысячи. Ни авторских за сценарий, ни за куклы, ни за мультипликат... Но мы с Виктором были счастливы. Мы вроде доказали, что умеем работать. Но эти доказательства требовались всю нашу творческую жизнь на "Беларусьфильме".
Нудные, изматывающие худсоветы, по 20 раз. Советы никчемные - одеть медведя в штаны или не одевать. Больше всего членов худсовета занимало :- вы тут понаписали - а как это сделаете. Ну, на то и мультфильм, чтобы воплощать фантазии в реальность.
Однажды не выдержав долгих издевательств председателя худсовета Пашкевича - пошла к нему на приём, пробуя выяснить: в чем загвоздка, зачем эта бесконечная канитель, что надо поправить, чтобы сценарий был утверждён. " На мой вопрос ПОЧЕМУ вы не пропускаете сценарий, я услышала предельно ясный ответ - ПОТОМУ, что я не хочу!
В фильме про Карасей звучит песенка. Я автор её, но моё авторство не указано и денег мне за это песенку никто не начислил.
В кукольных фильмах всегда есть головная боль - декорации. Они должны создать атмосферу фильма, быть условными и в то же время достаточно конкретными. В "Карасях" использолвали горячий
батик. Батики нам ваял Вадим Вдовенко- талантливый хзудожник-дизайнер и единственный битикист-мужчина в Беларуси.
В ходе сьёмок мой муж Виктор, мультипликатор, придумал удивительное приспособление для больших панорам. На него подвешивалась камера и снимала сверху. Это придумка очень пригодилась в сценах, где водитель убегает от камара-дельтапланериста.
В фильме было много сцен, связанных с водой. Плывущие персонажи снимались среди целлофановых волн, брызги и все поверхзности воды создавались только движением прозрачного целлофана и листов целлулойда. Подводные сьёмки велись на плоском мультстанке, со стёклами-ярусами.
На фильм киностудия часто приглашала мультипликаторов из Москвы, чтобы не выйти из рамок сьёмочного периода. На этом фильме нам помогал мультипликатор Письман. Ему была поручена последняя сцена, где по озеру плывёт Тарарай, (а на самом деле это оказалась Тарараиха), сцену на озере замыкали 2 прелестных тарарайчика. Этих кукол делала я. Они были очень пластичны и любимы мною. Каково же было моё изумление, когда я увидела отснятый материал. Письман загнул всем Тарараям носы, ну как свой. Переснимать было поздно. Так и остались мои персонажи с немножко грустноватыми еврейскими носами.