пятница, 24 мая 2013 г.

Соломка

Лось Лариса Николаевна - старейшая мастерица по соломоплетению. Когда-то, работая на Художествено-галантерейной фабрике вместе со своей бывшей сокурстницей по  художественному училищу - Таисией Агафоненко, она разхрабатявала новые сувениры по заданию Министерства культуры. Это должны быть соломенные поделки. В городе из соломки никто ничего не плел. искать олтветы на вопросы по соломоплетению надо было в деревне.
 Таисия повезла идею о соломке мвоей маме в Брест.Знала ли Вера ильинична про обереги из последнего снопа соломки?  Она просто  стала делать удивительные композиции - человечков, которые плясали, косили чено, ехали на санях. Был даже Мальчиш-кибальчиш из соломки. Ларима Лось тоже  рассказала   своей маме, которая жила в  Могилевской области, о необычном залании. Пошли в гости к старушке Макрене, которая могла что-то знать о соломоплетении. Бабка Макрена вспоминила, что игрушки из соломы  делались обязательно из последнего снопа. Соломка запаривалась варом, то есть кипятком, перевязывалась, закручивалась и... Все надо было попробовать. Иногда приемы плетения заново рождались в руках, придумывались свои секреты и, наконец, получились диковинные жаворонки, коники, барашки.
  Но  самых главным делом жизни стали соломенные врата. Их нашли на чердаке старого дома в Лельчицах,Грязные куски сложного плетенния, изгрызенного мышами, все равно поражали своей  удивительной красотой. Член Союза   художников Лось Лариса Hиколаевна в 1976 году  вместе с дочерью Еленой собрала из разрозненных деталей уникальные врата, восстановив недостающие части плетения и представила уникальное, самобытное чудо целиком. 

Елена Карпенко, заведующая отделом древнебелорусского искусства Ннационального художественного музея Республики Беларусь:

Два экземпляра «Царских врат» из соломы находятся в Раубичах и один в Гродно. Это совершенно уникальные явления. Солома очень хрупкий материал. Может, их было и больше, но они просто не сохранились до наших дней. Насколько мне известно, «царские врата» имелись только в белорусской культуре, в культурах соседних стран ничего подобного нет.
После реставрации  царских врат, Лариса Николаевна часто обращается к теме соломоплетепния большитх панно - части композиции врат. Большие соломенные солнца удивляют своей сложностью и гениальной простотой решения. Есть легена от том, что простые крестьянки специально задумали сделать  для своей деревенской церкви врата из последнего снопа, чтобы все люди по своим молитвам обязательно получили то, что хотели, но только доброе, нужное, как хлеб  на столе, как запах поля и вкус молока. Царские врата в церкви - главная часть интерьера. Традиционно вырезаются из дерева и покрываются сусальным золотом. Часто  украшаются драгоценными каменьями и иконами. Каменьев драгоценных у  теток не было, но они равали свои разноцветные андараки -   юбки с полосами или клетками в синий, зеленый и красный. И эти кусочки ткани составляли яркие инкрустации в золотом плетении. Ну чем не рубины и смарагды?

Сегодня мастерице Лось Ларисе Николаевне 86 лет. Один глаз не видит, второй - только  три процента. Но она по-прежнему плетет. Руки помнят. Единственная забота -  нужна соломка.

Комментариев нет: